(6/19 января)
История праздника
Крещение Господне относится к числу двунадесятых господских праздников.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
Сочельник
День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня (19 января), именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, в них говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин – великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «…ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует».
Благодать освящения воды и в Навечерие и в самый праздник подается всегда одна и та же. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.
Крещение
Событие Крещения Господня явилось откровением Полноты Божества – всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне – это еще и событие Богоявления.
Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Небесное», - говорит Господь в Евангелии. Православное Таинство Святого Крещения – это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это Крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.
Тропарь:
Во Иордане крещающуся Тебе,Господи, Троическое явися поклонение.
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына
именуя, утверждение. И Дух, в виде голубине, извествоваше словесе
Явлейся Христе Боже, и мир просвещей,слава Тебе.
Кондак:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, свет неприступный.
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.