(1/15 февраля)
Сретение Господне – это древнейший праздник христианской Церкви, который является завершающим цикл рождественских празднеств. День Сретения Господня - 15 февраля по новому стилю - один из самых больших праздников Православной Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407).В этот день вспоминается одно из ключевых событий истории взаимоотношений Бога и человека: Богомладенца Христа, принесенного на 40-й день после рождения в иерусалимский Храм, встречает праведный Симеон. В этом событии Церковь видит встречу двух Заветов: на смену Ветхому Завету, который олицетворяет старец Симеон, приходит Завет Новый - который заключит с людьми воплощенный Мессия-Христос.
Симеону пришлось очень долго ждать исполнения обещания Божия, по преданию он прожил около трехсот лет, а именно в этот день под внушением Духа Святого явился в храм в ожидании исполнения пророчества.
И предсказание сбылось – В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40).
По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в храм, а Симеон, взяв его на руки восславил Бога и поблагодарил за возможность увидеть Спасителя и спокойно умереть. В мир явился Тот, Кто станет победителем греха и смерти, Кто откроет всем народам путь в Царство Божие и будет искать каждую пропавшую овцу... Прозревая это, праведный Симеон, взяв младенца Иисуса на руки, произнес: "Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля".
Слова, которые произносил Семеон в тот день, стали текстом молитвы, называющейся «Песнь Симеона Богоприимца». Растерянные Богородица и Иосиф удивились словам старца. А Симеон, благословив их, обратился к Божией Матери, предсказывая, что именно ее сын станет причиной великого спора народов, а ей самой оружие пройдет душу. Эти слова стали основой иконографии образа Пречистой Богородицы «Умягчение злых сердец». Со Сретением Господним связана сама икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец», а также имеет другое название – «Симеоново проречение». Основой иконографии этого праздника стало Евангелие от святого Луки: на всех иконах Сретения ключевым действием является изображение передачи Пречистой Девой Младенца на руки Симеону, при этом за спиной за ее – праведный Иосиф, который держит в руках несколько голубей, а позади всех – пророчица Анна.
Пришло время, которого человечество ожидало не одно тысячелетие. Симеон увидел Христа - и он теперь может с миром "отойти к праотцам", то есть умереть, чтобы сойти в мрачный шел, где томятся все усопшие, ожидая освобождения. И Симеон принесет им радостную весть: ждать осталось недолго, потому что я на своих руках держал Того, Кто разрушит ад.
Церковь поет в день праздника: "Древний днями, давший в древности Закон на Синае Моисею, ныне видим как Младенец; и Закон, исполняя, как Творец Закона, по Закону в Храм приносится и старцу вручается". Тот же Самый Бог, Который говорил на Синае с Моисеем и установил иудейский Закон, теперь приносится в Храм как младенец, исполняя этот же Закон. В словах песнопения видно церковное учение о том, что во все времена Бог общался с человечеством в лице Сына.
В день Сретения Господня в церквах по традиции освящаются свечи. Традиция эта происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие по городу с зажженными светильниками (наподобие крестного хода). Потом появилось поверье, что эти свечи охраняют жилища от "грома", т. е. повреждения грозой. На самом же деле в молитвах на освящение свеч на Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и наши души, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы ("слепоты").
Сретенская свеча важна как символ просвещенности сердца Духом Святым, а если этого нет и свеча воспринимается просто как "обряд" или "традиция", то она лишается своего смысла и вырождается в языческий магизм.
Само слово «сретение» со старославянского языка переводится как «встреча» и «радость». Это была встреча не только святого Симеона с чудом, которого он ждал всю жизнь, но и встреча Спасителя со всем миром. И эта встреча всегда открыта нам как истинная радость.
Не зря в день Сретения Господня часто вспоминают евангелийскую притчу о встрече в храме мытаря и фарисея. Мытарь жил очень скромно, не пользовался уважением, не был никем любим, однако всегда искренне помогал окружающим и был счастлив этим. Мытарь считал себя недостойным жить в этом мире и даже не смел войти в храм Божий, ведь он – бесправный грешник. Фарисей же старался жить как праведник, творил благие дела, помогал людям, но считал их недостойными и грешными, и все его добрые поступки были продиктованы исключительно гордыней. Таким образом, казалось бы, праведная жизнь фарисея оказалась сравнима с жизнью грешника, а смиренный мытарь обрел спасение…
Так и перед каждым из нас всегда открыт путь, который Господь благословил на милосердие, заботу о ближних и всепрощение.
Тропарь праздника
глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,// дарующаго нам воскресение.
Кондак праздника
глас 1
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/ но умири во бранех жительство// и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Еюже по закону ныне// принеслся еси в храм Господень.