В день Страстной седмицы на утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.
Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).
Звучащая в первые три дня Страстной седмицы песнь «Се, Жених грядет в полунощи» напоминает нам притчу о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Здесь пять мудрых и пять неразумных дев обозначают всех христиан; из них одни мудры – по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти, а другие неразумны – по своему маловерию и равнодушию, порочной жизни.
Светильники – это души наши, масло – милостыня и другие добрые дела. Жених в этой притче – Сам Иисус Христос. Все мы выходим навстречу Ему: сначала на частный суд после смерти, а потом и на общий – после воскресения из мертвых. Жених медлит, то есть не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не предвидя конца своей жизни и всего мира, беспечно погружаются в сон.
И вот в полночь раздается крик о приходе Жениха. Тогда все встрепенулись и зажгли свои светильники, то есть напрягли свое душевное внимание. Хорошо мудрым христианам: они запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. Плохо неразумным: их души начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, – заключает Господь притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.
Мы слышим, как Господь называет лицемерами фарисеев, которые выделяли себя из еврейского народа соблюдением наружной набожности и древних преданий, скрывая холодность и бездушие под внешней обрядовой ревностью. Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати – о золотом таланте (талант – высшая греческая денежная единица), который можно приумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас. Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные. Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас…
И многократно повторяется в храме: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»
В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования, взывая: «Жениха, братие, возлюбим, свещы своя украсим, в добродетелех сеяющи и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки»; «приидите, вернии, делаим усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант: ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает; да преобщается же словом верный тайны ненаученному, и расточает богатство убогим другий: сице бо заимованное многоусугубим, и яко строителие вернии благодати, Владычния радости сподобимся».