Святые отцы о посте

Не поститься, значит уподобиться бессловесным, которые не знают поста. Не должно возлагать на себя поста превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста” (“Цветник духовный”).

“Облегчение поста для немощных дозволительно, но по правилу церковному” (“Постановления Апостольские”, правило 69).

“И весьма справедливо, потому что немощь сама собою, доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и, следовательно, для немощного не то нужно чтобы усмирять плоть постом, а чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе не способным служить душе” (Филарет М. Московский).

“И за столом соблюдай пост. От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно” (“Цветник духовный”).

“Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести её одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает что воздержание нужно, для того чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями” (Авва Серапион).

“Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить”(Святой Василий Великий).

“Сестра и подруга поста - молитва. Внешние посты не всегда необходимы, а внутренний пост необходим во всякое время” (“Цветник духовный”).

Похвала посту

(Дословный отрывок из книги Святого Ефрема Сирина)

“Возлюби прекраснейший пост - дело достойное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост доброе предохранение для души, надежный сожитель телу, пост - оружие доблесным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; пост - доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов, пост возводит молитву на небо; пост - матерь здравая; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценная; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас приняло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост - мир в домах; пост - попечитель и предохранитель девства; пост - путь к покаянию; пост - виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире (то есть бренного мирского). Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя по видимому молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают её в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата.”

О посте

(Дословный отрывок из книги Святого Иоанна Лествичника)

“Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного раздражения, истребление лукавых помышлений, свобода от скверных поведений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечного ожесточения, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, недействие многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение”

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Святитель Иоанн 3латоуст

«Если, постясь телесно, мы ведем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей части... нашего естества, которая, собственно, соделывается жилищем Святого Духа».

Преподобный Кассиан Римлянин

«Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет Божий – и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами».

Святитель Игнатий Брянчанин


Назад к списку