Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.
Слово «Причащение» («Причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.
Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, становятся истинным Телом и истинной Кровью Христа.
Каждый православный христианин верует и исповедует ту истину, что наша земная жизнь временна и является лишь подготовкой к жизни вечной. Мы знаем, что для наследования этой жизни нам необходима вера в единого истинного Бога, как сказал Господь Иисус Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Мы знаем, что жизнь вечная достигается любовью к Богу, потому что это первая и наибольшая заповедь, и любовью к ближнему, которая является заповедью «подобная ей» (Мк. 12, 29-31). Мы знаем, что вечное спасение достигается выполнением заповедей Христовых (Мф. 19, 17). Знаем мы и о том, что в открытые врата Царствия Небесного входят путем добрых дел, о чем учит нас святой апостол Павел: «Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 6).
Однако знаем мы еще и о том, что в жизнь вечную ведет нас и та божественная небесная Пища, которую мы потребляем, принимая Святые, Страшные животворящие Христовы Тайны. Господь Иисус Христос сказал такие понятные каждому верующему сердцу и в то же время такие страшные слова: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Если мы думаем о том, как спасти себя для блаженной вечности, то не должны забывать, что к этой вечности нас готовит не только вера, не только любовь, не только наши добрые дела, не только выполнение заповедей Христовых, но и то, о чем говорит нам в Своих словах Спаситель: Причастие Его Божественной Плоти и Его животворящей Крови.
Установление Таинства Причащения произошло накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.
Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название Тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере Таинство святого Причащения. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:26-27). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое Тело и честную Кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в Таинстве евхаристии.
Святое Причастие объединяет нас с нашим Спасителем. Принимая Тело и Кровь Христовы, мы не только своим духом соединяемся с Господом, но и телом. Ведь сказал Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Мы соединяемся всем своим естеством с Христом, если мы достойно причащаемся Святых Христовых Тайн. Мы соединяемся с Ним, если своими ожесточением, нераскаянными грехами сами не расторгаем этого единения с Господом и сами себя не лишаем этого счастья. Истинный христианин, истинный причастник до конца своих дней находится в этом живом, самом сладком для сердца общении со своим Спасителем. Это общение, которое, начинаясь здесь, на земле в Таинстве Евхаристии, вводит его в жизнь вечную и не заканчивается никогда.
Святое Таинство Причастия объединяет также и нас всех, кто причащается от одной Чаши, в одно Тело Христово, в одну семью Божиих детей. Мы становимся между собой братьями и сестрами не только потому, что имеем одних прародителей – Адама и Еву, не только потому, что мы духовно рождены в Крещении одним и тем же Духом Святым, но и потому, что мы вкушаем от одной и той же Чаши одного и того же Тела и одной и той же животворящей Крови Христовых. Так говорит апостол Павел: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17).
Святые Тайны Христовы являются для нас залогом жизни вечной, залогом нашего бессмертия. Иисус Христос сказал: «Кто будет есть Мою Плоть и будет пить Мою Кровь, будет иметь жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Войдя в телесное единение с Господом в Таинстве Причастия, мы никогда не умрем душой для вечной жизни, поскольку в нас живет Господь, согласно Его божественному слову. И хотя наше тело вернется в землю, но и прах не может исчезнуть в океане вечности: ведь не только наша душа, но и наше тело вступает в единение с Господом. Господь воскресит наши тела в день Страшного Суда, чтобы эти воскресшие тела воссоединились с бессмертными душами и встали перед лицом Того, Чьи Божественные Тело и Кровь мы принимали у себя из Святой Чаши спасения.
Таинство святого Причастия укрепляет нашу веру. Господь повелел нам совершать это самое святое Таинство для постоянного воспоминания о Его земной жизни, Его крестных страданиях и Его крестной смерти. А что может больше укрепить в вере, как не воспоминание о Его крестных искупительных страданиях? Что может пробудить в сердце еще большую любовь ко Господу, как не память о том, насколько безграничной является любовь Небесного Отца, Который не пожалел Сына Своего Единородного и отдал Его на страшные и тяжелые муки? Чем мы, православные христиане, искупленные Кровию Христовою, можем засвидетельствовать свою преданность нашему Спасителю, как не воспоминанием о том, что осуществилось ради нашего спасения? Как же нам не беречь в своем сердце память о крестной Жертве, принесенной Господом за грехи всего мира?
Святое Таинство Причастия явилось свидетельством, ознаменованием Нового Завета между Богом и людьми. Иисус Христос сказал: «Пейте от нее все, это есть Кровь Моя Нового Завета». Это Новый Завет любящего Отца со Своими детьми, которых Он любит и ведет к вечному спасению. Для нас Бог не только открыл двери Царствия Небесного Своей крестной Жертвой, но и помогает нам на каждом шагу земной жизни, укрепляя нас, вкладывая в нас добрые чувства и намерения, невидимо благословляя каждый шаг православного христианина на пути к спасению.
Святое Таинство Причастия — это свидетельство действительного прощения наших грехов Господом Спасителем. Он сказал: «Ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Спаситель пролил Свою Кровь на Кресте для искупления наших грехов и, пролив ее, велел оставить Свою Кровь в Святых Божественных Тайнах, чтобы «пили от нее все», кто желает спасения. И это Таинство является основой для того прощения, которое мы от имени Господа слышим из уст священника после исповеди своих грехов. Принятие Божественных Тайн после Исповеди подтверждает это прощение наших грехов, от которых омывает нашу душу Господь во имя той Крови, что пролилась на Голгофском Кресте.
Святое Таинство Причастия — это свидетельство нашего примирения с Господом, свидетельство нашего вечного счастья, это источник нашего общения со Спасителем, это источник нашего христианского самосознания, источник нашей любви. Причастие Тела и Крови Христовых — это то условие, без которого мы не можем стать наследниками вечной жизни. Каждый православный христианин, ищущий спасения, направляет свои стремления к Чаше Христовой как к Чаше своего спасения, к источнику, который дает нам «воду живую», источнику, выпив из которого, мы становимся наследниками Царства Небесного.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) пишет о Святом Причащении так: «Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища на пути в Царствие небесное. Но можно ли в дальний и трудный путь идти без пищи? Тело и Кровь Иисуса Христа есть видимая святыня, переданная нам и оставленная нам Самим Иисусом Христом для освящения нашего. Но кто не захочет быть участником такой Святыни и освятиться? Итак, не обленитесь приступать к Чаше жизни, бессмертия, любви и святыни; но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и нерадит об этом, тот не любит Иисуса Христа, и тот не получит Духа Святаго и, следовательно, он не войдёт в Царствие Небесное».