ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом приличными обрядами. В погребальных обычаях каждый народ, сообразно своему духу и характеру, выражал заботу о скончавшихся. Суеверные египтяне бальзамировали тела своих умерших, обвязывали их тонкой тканью, хранили их или в пирамидах, или в других местах. Воинственные и жестокие римляне омывали тело умершего холодной водой, намащивали его и сжигали на специально устроенном для этого костре. Когда пламя совершенно угасало, собирали пепел от тела, кропили его вином и молоком и помещали в урну.

У ветхозаветных иудеев мы также встречаем погребальные обряды, но более кроткие, сообразные с человеческой природой, чуждые суеверия и бесчеловечности язычников. Иудеи не бальзамировали и не сжигали тел умерших, но намащивали их благовониями, обвивали тонким полотном и погребали в пещере или гроте (Ин. 19, 39-41). В память об умершем преломляли над ним хлеб (Иер. 16, 7), для выражения скорби о скончавшемся посыпали свои головы пеплом, иногда налагали на себя пост (1 Цар. 31, 13; 2 Цар. 1, 12; 3, 35).

Святая вера Христова, сообщившая всем нам высокое понятие о человеке-христианине, побуждает с почтительностью смотреть на него и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Умерший христианин теперь – как бы «добыча» смерти, жертва тления, но он же и член тела Христова (1 Кор. 12, 27); в развалинах этого некогда величественного храма жил и действовал Животворящий Дух Божий (1 Кор. 6, 15 и 19); тело христианина освящено причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. Наконец, это мертвое тленное тело христианина снова оживет и облечется в нетление и безсмертие перед Страшным судом (1 Кор. 15, 53).

Тело тотчас после смерти омывается. Омовение тела водой прообразует будущее воскресение всех людей и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или просто «Господи, помилуй». По традиции омовение совершается одним из родственников почившего. Основанием для этого благочестивого обычая служит пример нашего Спасителя, Пречистое Тело Которого, по свидетельству святого Иоанна Златоуста, по снятии с Креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских, имевших обычай омывать тела своих усопших (Деян. 9, 37).

Но монахов и священников не омывают после смерти. «Егда (когда) кто от монахов ко Господу отыдет, понеже (и поскольку) не подобает (не положено) омыватися телу его, ниже (даже не) видетися отнюдь (совершенно) нагу, на сие учиненный (к тому определенный, на то назначенный) монах отирает мощи его тёплою водою, творя прежде губою (губкой) крест на челе (на лбу) скончавшагося, на персех (на груди), на руках, на ногах и на коленах, вящще (более) же ничтоже».

«Егда кто от мирских священников отыдет ко Господу, приходят три священницы и снемлют его со одра (с постели), и полагают на земли на рогозинице (на плетёной рогоже). И понеже не подобает измовену быти, обнажену от священников (не положено омывать и обнажать священников), отирают его со елеем чистым».

После омовения тело христианина одевают в новые одежды, что знаменует новое одеяние нашего нетления и безсмертия (1 Кор. 15, 53). Одежды подбираются сообразно званию или виду служения умершего. Этим указывается на то, что по Воскресении человек должен будет дать отчет Богу о том, как он исполнял свой долг в том звании, к которому был призван, ибо «вси оживут, кийждо же во своем чину» (1 Кор. 15, 22-23).

Монаха облачают в монашеское одеяние и обвивают его мантией, для чего она разрезается несколько, и усопший обвертывается укроем, или пеленой (Ин. 11, 44), крестообразно. Лицо его закрывается в знак того, что во время земной жизни умерший был удален от мира.

Умершего священника одевают сначала в обычные его одежды, потом и во все священнические одеяния и покрывают лицо его воздухом (т. е. покровом, которым покрывают Святые Дары) в знак того, что он был совершителем Тайн Божиих и особенно Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Этот воздух не бывает затем в употреблении, но опускается с умершим в землю.

«Диакона же и прочих клириков такожде по облачении в обычных одеждах, в их чинови належная (положенные) одеяния облачении да будут».

Усопшего архиерея облачают в архиерейские одежды. Епископ, постригшийся перед смертью в схиму, в схиме же и погребается, а обыкновенный (т. е. не схимник) – в епископских ризах.

На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван – белый покров, указывающий на те белые одежды, в которые облачают человека по Крещении, и потому знаменующий то, что умерший сохранил до конца жизни обет, данный им при Крещении.

Омытое и облаченное тело полагается во гроб, который предварительно окропляется святой водой. Можно окадить гроб ладаном.

Гроб ставят посреди комнаты перед иконами лицом к востоку или, по крайней мере, лицом к иконам. Однако, как известно, у нас укоренился обычай в домах полагать усопших головою к иконам.

Руки усопшего складывают так, чтобы правая была сверху.

В руки как архиерею, так и священнику, дается (вкладывается) Евангелие в знак того, что они возвещали людям учение Евангелия. Кроме Евангелия, в руки архиерея и священника обычно влагается также и Крест – символ спасения живых и мертвых.

В левую руку монаха или мирянина полагают икону Спасителя (или Крест) в знак веры во Христа, в правую – «Разрешительную грамоту». Все эти священные предметы входят в «погребальный комплект», который продается в церковной лавке храма.

На усопшем непременно должен быть нательный крест.

На чело (лоб) умершего возлагается венчик (бумажный). Умерший христианин (символически) украшается венцом, как человек, боровшийся и с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери, святого Иоанна Предтечи (и Ангелов) со словами «Трисвятого» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»). Этим указывается на то, что человек, окончивший свое земное течение, надеется за свои подвиги получить венец (2 Тим. 4, 7-8), по милосердию Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, у ног и по обеим сторонам гроба (или хотя бы одну свечку в изголовье).

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги ни в коем случае нельзя (это языческий обычай, не совместимый с христианской верой).

По исходе души от тела кто-нибудь из родственников (или священник) читает канон «Последование по исходе души от тела» (из молитвослова). Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти. «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом.

По окончании «Последования» читается Псалтирь. Чтение может совершать церковный чтец или любой благочестивый мирянин (желательно, имеющий на это благословение священника). Положение читающего Псалтирь по усопшему есть положение молящегося, поэтому при чтении следует стоять.

Над умершим архиереем и священником читается Евангелие. Над умершим диаконом, монахом и мирянином читается Псалтирь. Это чтение утешает сетующих об усопшем и располагает их к молитве о нем Богу. Оно прерывается поминовением усопшего, с особым молитвенным обращением к Богу, с произнесением имени покойного. Обычаем принято повторять такое молитвенное обращение к Богу по окончании нескольких псалмов, отделяемых в книге Псалтирь словом «Слава».

Весьма хорошо – как в дни, предшествующие погребению, так и после –подавать записки о упокоении на Литургию, заказывать панихиды, в одном или нескольких храмах. Желательно также заказать сорокоуст – ежедневное поминовение в течении сорока дней.

Отпевание усопшего лучше всего, по возможности, проводить в церкви. При несении покойника в храм (а также и при шествии на кладбище) поют «трисвятое».

По принесении в церковь тело умершего ставится на середине храма с лицом открытым и обращенным к востоку, к алтарю (головой – на запад, а ногами – на восток), а около гроба ставятся светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми и запечатленными устами, молил Благого Бога о помиловании самым положением своего тела.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди Адам снова обращается в землю, из которой взят; но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть "образом славы Божией", созданным по образу и подобию Божиему, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. По прочтении Апостола и Евангелия, в которых говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь; текст этой молитвы полагается в руки умершего.

Сразу после отпевания (либо перед самим погребением, на кладбище) совершается прощание с почившим. При этом нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе.

Все священные предметы (икона, крест, разрешительная молитва) остаются с покойником в гробе. Тело усопшего поверх савана посыпается крестообразно освященной землей, которую священник предварительно передает родственникам.

Гроб с телом покойного опускается в могилу (ногами на восток, головой на запад) и засыпается землей.

Не совершается погребение в первый день Пасхи и в день Рождества Христова.

Крест – символ спасения – возвышается над могилой всякого христианина, умершего с верой в Распятого на Кресте Спасителя.

Над крещеными младенцами (детьми до 7 лет) совершается особое отпевание, как над непорочными, безгрешными: святая Церковь в этом случае не молится о прощении грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного, по неложному обещанию Христову. Хотя младенцы после Святого Крещения сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе Небесное Царство, но они во Святом Крещении очистились от прародительского греха, соделались непорочными и наследниками Царства Божия.

Над умершими некрещеными младенцами отпевание не совершается.


Назад к списку